Что должны знать сотрудники о безопасных методах и приемах выполнения работ
Как обучить сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ
В этом уроке разберетесь, чему обучать сотрудников с 1 сентября 2022 года по новым правилам, узнаете, на какое обучение направить работников, которые выполняют работы повышенной опасности
За что отвечает работодатель
Работники и работодатели обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда ст. 219 ТК РФ. Обучите своих работников и обеспечьте им безопасные условия труда. Изучите памятку ниже и разберетесь, что включает в себя обучение по ОТ.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый порядок обучения № 2464. Он разъясняет, чему, как и кого обучить. Например, существует три программы обучения требованиям охраны труда: А, Б, В. Программа А содержит общие вопросы ОТ. Программа Б включает вопросы по безопасным методам и приемам работ, если на работника воздействуют вредные и опасные факторы. Программа В содержит безопасные методы и приемы работ повышенной опасности. Далее поговорим о том, как обучить работников по программе В и кого надо обучить.
Кого направить на обучение
При работах повышенной опасности направляйте работников на обучение по программе В. Обучите всех работников, которые выполняют работы повышенной опасности и ответственных за организацию, контроль и выполнение таких работ. Также обучите ответственных за инструктажи, обучение по ОТ для работников, которые выполняют работы повышенной опасности. Не забудьте направить на обучение членов комиссии по проверке знаний требований ОТ работников, которые выполняют работы повышенной опасности. Если переводите работника на другую должность, условия труда и источники опасности сохраняются, можете не проводить повторное обучение.
Как обучить работников
Обучение требованиям ОТ проводите в специальной обучающей организации или самостоятельными силами. Если вы решили обучать работников внутри вашей организации, организуйте комиссию из трех человек и закрепите это в приказе. Перед этим обязательно направьте на обучение всех членов комиссии в специальную обучающую организацию. Члены комиссии получат удостоверения и протоколы об обучении и после этого смогут сами обучать своих работников. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности проводите не реже 1 раза в год. Перед обучением работников внутри вашей организации разработайте программу обучения. Темы обучения подбирайте исходя из специфики работ. Какие темы можно включить в обучение при работах на высоте, смотрите на примере ниже.
Включите в программу теорию и практику. Практика должна занимать не менее 25% от общего времени обучения. Это важно, чтобы работники точно умели применять безопасные методы на работе. Дополните в программу форму обучения и проведения проверки знаний, количество часов и темы обучения. Чтобы вам было удобно работать, мы подготовили образец программы обучения безопасным методам и приемам работ повышенной опасности.
образец Программы В Работы на высоте
Проведите проверку знаний по билетам в форме, которую вы указали в программе. Зафиксируйте обучение подписью членов комиссии и работников в протоколах. Теперь можно допускать работников до работ повышенной опасности.
Как утомленность сотрудников влияет на травматизм
Когда человек утомлен, он совершает критические ошибки: уходит в себя, нарушает ритм работы, пропускает этапы производства и организации процесса, забывает задачи и поручения, становится невнимательным. В уроке научитесь различать мысленную невнимательность от зрительной. На примерах разберете, как усталость сотрудников связана с охраной труда.
Как мысленное невнимание связано с травматизмом
Когда сотрудник долго и монотонно выполняет однообразные действия и думает не о выполнении задачи, а о чем-то другом – может нанести вред собственному здоровью. Голова сотрудника заполнена разными мыслями, и он не успевает контролировать, что происходит вокруг. В этот момент он работает «на автомате» и не замечает опасности.
Итак, мысленное невнимание – когда сотрудник не видит происходящего вокруг из-за своих мыслей. Во время зрительного невнимания сотрудник просто не смотрит по сторонам и не обращает внимания на детали. Давайте разберем пример ниже.
В примере специалист по охране труда находился в состоянии мысленного невнимания, когда был за рулем. Он мог погибнуть, если бы участники дорожного движения не подали звуковой сигнал. Травму из-за мысленного невнимания легко получить, если привыкнуть к этому состоянию и считать его нормальным. Когда происходят несчастные случаи из-за зрительного невнимания Травмы часто происходят с людьми, которые находятся в состоянии зрительного невнимания. Такое состояние появляется при усталости, в режиме многозадачности и торопливости. Когда сотрудники сфокусированы на выполнении действия, любое отступление может привести к несчастному случаю.
«
Сделаем вывод – сотрудники получают травмы из-за зрительного невнимания, когда находятся в опасной зоне, не видят опасности и не думают о ней. На опасном производстве многозадачности следует избегать. Разберем следующий пример.
Сравним два примера по зрительному невниманию: сотрудники получают травмы не только потому, что не заметили опасность. В состоянии усталости они забывают о правилах охраны труда. В первом случае сотрудник забыл остановить эксплуатацию оборудования, а во втором – находился рядом с открытым люком один, без бригады. Поэтому важно не только видеть угрозу, но и осознавать её.
«
Самое важное
Если вы не смотрите на то, что делаете и не думаете о том, что делаете, на вас работают только ваши привычки и рефлексы.
Не спешите привыкать к работе на автомате – это приведет к травмам.
Травму из-за мысленного невнимания легко получить, если привыкнуть к этому состоянию и считать его нормальным.
Сотрудники получают травмы из-за зрительного невнимания, когда находятся в опасной зоне, не видят опасности и не думают о ней.
Внутренняя самоорганизация и контроль – лучший способ избежать негативных ситуаций.
Что должны знать сотрудники о безопасных методах и приемах выполнения работ
Применяем технику пяти шагов безопасности
Как применять технику пяти шагов безопасности Если сотрудник устал и понимает, что работать тяжело, порекомендуйте применить технику пяти шагов безопасности:
Шаг 1. Сделать паузу и продумать работу.
Шаг 2. Определить опасности и возможные последствия.
Шаг 3. Решить, как защитить от опасности себя и других.
Шаг 4. Решить, что делать в экстренной ситуации.
Шаг 5. Принять решение, возможно ли начинать работу.
Используйте чек-лист ниже и разберетесь, на какие вопросы ответить, когда будете применять технику пяти шагов.
«
Избегаем опасных состояний и ошибок
Включите в вашу жизнь полезные привычки и избежите опасных состояний и ошибок. В презентации изучите восемь способов, которые помогут улучшить качество жизни и избежать физической и эмоциональной усталости. Эти привычки помогут снизить количество травм, прибавят энергии и улучшат настроение.
Самое важное
Если сотрудник устал и понимает, что работать тяжело, порекомендуйте применить технику пяти шагов безопасности.
Включите в вашу жизнь полезные привычки и избежите опасных состояний и ошибок.
Когда вы выспались, у вас хватит энергии на все запланированные дела. Во время работы не будет посещать чувство сонливости и чувство лени.
Отключите уведомления в социальных сетях за час до сна, ложитесь спать на час раньше и на следующий день вы сможете достичь всех поставленных целей.
Если у вас тяжелая и активная работа, делайте перерывы для отдыха. Непрерывная активность в течение дня также вредит организму.